статьи
Эффективность контейнеризации грузов в России
А.В.Тимофеев, генеральный директор ООО «Глобал Логистик»
ЛОГИСТИКА / КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ
В развитом мире средняя степень контейнеризации упакованных грузов достигает 98%, а контейнеризация грузов, которые в принципе можно контейнеризировать, — неупакованные сухие грузы, лес, зерно и прочие — достигает 70%.
О контейнеризации отечественных грузов, даже внешнеторговых, принято говорить в более минорном ключе. А контейнеризация внутренних перевозок при отсутствии полноценной статистики, по разным оценкам, составляет менее чем 10%. Причин такого положения вещей много. Более того, внутренние причины неразвитости российского контейнерного рынка созвучны истокам недостатков экономики в целом.

Тем не менее преимущества контейнерных перевозок очевидны. Но для их реализации каждому производству необходимо своё технологическое решение перехода на отгрузку готовой продукции в контейнерах, желательно без затарки в портах и тыловых терминалах. (Часть 2, начало статьи смотри в «МП» №7-2018).
Перевозка наливных грузов
Наливные грузы являются одними из наиболее значимых в структуре перевозок.
Их доля в общем объеме грузоперевозок по сети железных дорог РФ составляет около 23% и за последние годы превышает 200 млн. тонн. в год. Большая часть наливных грузов в настоящее время перевозится по железным дорогам в вагонах-цистернах.
А.В.Тимофеев, генеральный директор ООО «Глобал Логистик»
Анализ состояния безопасности вагонного парка показал, что на долю цистерн приходится до 86% всех инцидентов, происходящих при перевозке опасных наливных грузов по причине их существенного износа (более 50% всего парка). Поэтому у многих клиентов железных дорог нет желания отгружать наливные грузы в крупных объемах в железнодорожные вагоны-цистерны.

Между тем вагонам-цистернам существует альтернатива ― это контейнеры-цистерны, или танк-контейнеры. Они более экономичны и удобны в использовании. Проведенный сравнительный анализ показал, что у вагонов-цистерн 13 основных узлов подвержены возможным повреждениям в процессе эксплуатации, а у танк-контейнеров – только 6, что значительно снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций с последними.
Контейнер-цистерна, или как его еще называют танк-контейнер, по терминологии и классификации ISO относится к категории контейнеров для специальных грузов. Данная категория объединяет контейнеры таких типов, которые по своей конструкции предназначены для перевозок особых грузов.
Преимущества и ограничения танк-контейнера
Наливные грузы являются одними из наиболее значимых в структуре перевозок.
  • Возможность транспортировки любым видом транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным)
    We are the leading firm by delivering quality and value to our clients.
  • Отсутствие необходимости перегрузки груза при смешанных перевозках и переходе на другую колею при перевозке по железной дороге
    All our professionals have more than 5 years of legal experiences.
  • Возможность отправки небольших партий опасных наливных грузов (в чем ощущают острую потребность представители малого и среднего бизнеса)
    Our managers are always ready to answer your questions. You can call us at the weekends and at night.
С экономической точки зрения
танк-контейнер имеет следующие преимущества перед вагоном-цистерной:
  • Меньшую стоимость
    Специализированная цистерна стоит от $80 тыс. до $130 тыс., танк-контейнер ― от $20 тыс. до $40 тыс.
  • Меньшие затраты на содержание
    В среднем деповские ремонты вагона-цистерны производятся каждый год, капитальные ремонты ― раз в 8 лет; танк-контейнер освидетельствуется раз в 2,5 и 5 лет
  • Более низкую стоимость запчастей
    По сравнению с запасными частями вагона-цистерны (колесные пары и т.д.)
  • Меньшие затраты на железнодорожный тариф
    При перевозке танк-контейнера по железной дороге используется тариф как за ISO контейнер
Однако при всех преимуществах перед вагоном-цистерной у танк-контейнера существует и ряд ограничений по использованию. Во-первых, не все судоходные линии имеют парк танк-контейнеров.
Во-вторых, при мультимодальной перевозке собственник контейнера получает и морской фрахт. В-третьих, стоимость танк-контейнера выше стоимости обычного контейнера (обычный контейнер стоит $4-6 тыс., танк-контейнер ― $20-40 тыс.).
Кроме того, разогрев продукта в танк-контейнере по сравнению с вагоном-цистерной ограничен 120° С. И в дополнение к перечисленным ограничениям ― на танк-контейнер необходимо получать сертификат ISO и табличку КБК.
Контейнерная вставка для наливных грузов
Наливные грузы являются одними из наиболее значимых в структуре перевозок.
Рис. 1. Контейнерная вставка для перевозки наливных грузов.
Она позволяет использовать стандартные контейнеры для морских перевозок наливных грузов как в груженом состоянии, так и при возврате порожних вставок. Конструкция вставки позволяет обеспечить все требования при перевозке данного вида груза (наличие верхнего слива/налива, термоизоляции, электро- или пароразогрева).

Слив/налив продукта может проводиться на тех же местах, где загружаются вагоны-цистерны. В некоторых случаях извлечение вставки из контейнера при сливе/наливе продукта не требуется.

В конструкции вставки применены стандартные присоединительные узлы. Разогрев продукта может производиться электрическими тэнами или паром, температура разогрева будет соответствовать физическим свойствам продукта.

Транспортная тара (контейнерная вставка) для наливных грузов может транспортироваться и без контейнера. На рисунке 2 представлен процесс слива/налива при извлечении транспортной тары из контейнера для разогрева продукта.
Рис. 2. Процесс слива/налива при извлечении транспортной тары из контейнера для разогрева продукта
Сравнение стоимости транспортировки наливных грузов в вагонах-цистернах и в контейнерных вставках для наливных грузов на примере пека каменноугольного приведена в таблице 1.

Данный груз не может перевозиться в танк-контейнерах по причине высокой температуры слива/налива (до 400° С). Пек должен сохраняться в жидком состоянии при температуре налива 250° С и окружающей среды -30° С не менее пяти суток, и слива (до 200° С). Слив пека осуществляется при температуре 140-180° С при скорости разогрева около 2,4° С в час [1] .

Кроме того, затраты на содержание контейнерных вставок для наливных грузов значительно ниже затрат на содержание вагонов-цистерн, а с учетом стоимости обоих и ограничениями по продлению срока службы цистерн разработка вставок является весьма актуальной.

Несмотря на то что вместимость транспортной тары меньше и ее потребуется в три раза больше, чем вагонов-цистерн (6 единиц транспортной тары заменяют 2 вагона-цистерны), но за счет меньшей стоимости контейнерной вставки, меньших затрат на содержание (ТО и ТР) и на перевозку (меньше ж/д тариф) в целом затраты на перевезенную тонну груза за весь срок службы транспортной тары ниже.

В таблице 8 представлены исходные данные для расчета и сравнение тарифов при перевозке каменноугольного пека по маршруту Магнитогорск грузовой – Линево. Параметры перевозки: груз ― пек каменноугольный, маршрут: Магнитогорск грузовой – Линево, расстояние ― 1910 км, срок доставки ― 9 суток.


[1] Данные взяты из технической документации на вагоны-цистерны для перевозки пека мод.15-1532;15-1534.
Таблица 1
Сравнение стоимости транспортировки наливных грузов в вагонах-цистернах и в контейнерных вставках для наливных грузов на примере пека каменноугольного.
Показатель Вагон-цистерна Танк-контейнер Вставка в контейнер
Стоимость единицы, руб. 7 800 000 4 800 000 720 000
Требуемый парк с учетом замены вставок через 12 лет 2 2 12
Инвестиционные затраты на парк, руб. 15 600 000 9 600 000 8 640 000
Затраты на содержание за 24 года, руб. 8 966 400 8 966 400 8 640 000
Итого затраты на содержание и инвестиции, руб. 24 566 400 18 566 400 17 280 000
Объем перевозок за 24 года, тонн 36 748,8 36 748,8 38 352,96
Переплата за тариф за тонну по сравнению со вставкой, руб. 1 119,15 1 119,15 0
Переплата за тариф за 24 года по сравнению со вставкой, руб. 41 127 419,52 41 127 419,52 0
Итого затраты на содержание, инвестиции и переплату за тариф, руб. 65 693 819,52 59 693 819,52 17 280 000
Итого затраты на перевезенную тонну груза за весь срок службы, руб. 1 787,65 1 624,37 450,55
Таблица 2
Сравнение тарифов при перевозке каменноугольного пека по маршруту Магнитогорск грузовой – Линёво
Род подвижного состава Груз ЕТ СНГ Загрузка, тонн Тариф СПС, груженый Тариф СПС, порожний Предоставление цистерны или контейнера + платформы Общая стоимость перевозки вагона Стоимость перевозки 1 тонны Стоимость перевозки 116 т в цистернах и 126 т в контейнерах
Срок доставки Руб/сут. Итого Итого на тонну
Цистерна 471 052 58 123 046 52 655 9 1200 21 600 372,4 197 301 3 401,74 394 602
2х20-фут. контейнера 471 052 2х19,3 36 854 36 854 9 800 14 400 373,1 88 108 2 282,59 264 324
дельта 1 119,15 130 278
Контейнерная вставка для наливных грузов
Итак, что могут дать грузовладельцу контейнерные перевозки?
Прежде всего сокращение расходов при перевозках грузов. Тарифы на перевозку в полувагонах и крытых вагонах заметно выше, чем контейнерные перевозки (для грузов 3-го тарифного класса разница составляет порядка 28%). Возможны применение маршрутных отправок груза контейнерными поездами, консолидация маршрутных и судовых партий на контейнерных терминалах и площадках, использование тыловых терминалов портов (позволяет избежать конвенций).

Далее, имеется возможность использовать контейнеры и суда судоходных линий, подвижного состава железнодорожного перевозчика и операторов железнодорожного подвижного состава, гарантировать сроки доставки до конечного пункта в любой точке мира, гарантировать сквозную ставку на перевозку и сохранность груза, внедрять системы слежения за каждой контейнерной партией груза в процессе доставки.

Контейнерные перевозки позволяют избежать значительных капитальных вложений в стареющий и выбывающий специализированный подвижной состав, получить современную логистическую систему доставки в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, снизить затраты на транспортную логистику и повысить конкурентоспособность продукции на мировых рынках (сокращение на 1% логистических издержек равно 10% роста продаж). Кроме того, есть вероятность изменить условия продажи на DDU и DDP (организовать выгрузку на территории получателя силами поставщика), тем самым взяв под контроль всю цепочку поставки и, соответственно, транспортные расходы.

Да, существуют сложности при переходе на контейнерные отправки: высокая стоимость существующей технологии перегрузки контейнеров, порождающая недостаток станций работающих с контейнерами, и отсутствие у основной массы грузов транспортной упаковки (грузы не пакетированы). Однако укрупнение грузовых единиц, активное внедрение контейнерных новаций и творческий подход к логистике позволят значительно увеличить темпы контейнеризации в России.

Made on
Tilda