Однако помимо стоимостных характеристик экспортерам следует учитывать, что для отправки пиломатериалов по морю навалом необходимо накопить крупную партию груза в адрес одного получателя. Это не всегда возможно, и это обстоятельство может создавать проблемы.
Но главное – хранение груза в порту под открытым небом до накопления необходимого объема партии может привести к его порче. Кроме того, на период формирования партии связываются в товарных запасах оборотные средства экспортера! К недостаткам навалочных перевозок можно также отнести и более дорогие, по сравнению с контейнерными, погрузо-разгрузочные работы.
Стоит отметить и некоторые другие моменты. Железнодорожный тариф за последние три года вырос на 20%, а ставка собственников за аренду подвижного состава – более чем вдвое. Подвижной состав в дефиците, далеко не все заявки грузоотправителей РЖД удовлетворяет. Так, за второй квартал нынешнего года выполнено только 39% заявок. Что смогли – вывезли, а остальной заготовленный кругляк и пиломатериалы лежат месяцами, теряя товарный вид. Таким образом, основной проблемой логистики лесной промышленности сегодня является срок доставки, то есть время, проходящее с момента подписания запродажного контракта до момента получения денег за доставленный товар: груз всё время ждёт: подвижного состава, накопления партии, судна и т.д.
Почему нужно затаривать лесоматериалы в контейнер? Контейнер позволяет снизить экспортную (судоходную) партию с 3000 м3 до 40 м3 , а значит, свести к минимуму срок накопления партии и отгружать пиловочник хоть каждый день.
Также это даёт возможность заключать прямые контракты с потребителем и увеличить стоимость товара перейдя на другие условия поставки DAP, DAT (DAP - delivered at place - поставка до пункта, DAT - delivered at terminal - поставка до терминала) вместо нынешних.
При этом скорость оборота денег, т.е. время от отгрузки до поступления денег от клиента, значительно сократится.
Альтернативой полувагону и специализированной платформе может являться контейнер Open-Top.
Контейнер Open-Top является одним из достаточно распространенных вариантов стандартизированной контейнерной тары. Контейнер Open-Top представляет собой контейнер со съемной крышей. Крыша может быть в виде тента из брезента или подобного гибкого материала (Open Top) или в виде жесткой снимаемой крышки (Hard-Top). В основном используются 20-футовые и 40-футовые контейнеры. Стены контейнера изготавливаются из рифленой стали, пол, как правило, выполняется из древесины или листовой стали. Для удобства погрузки контейнер оборудуют съемной верхней перекладиной над дверьми в торце контейнера. Конструктивные особенности Open-Top заметно упрощают упаковку контейнера грузом.
В частности, при открытой крыше довольно легко загружать контейнер, опуская груз сверху подъемным краном или крабом. А съемная дверная перекладина делает процесс загрузки и разгрузки ещё менее трудоемким.
Стоимость отправки открытых контейнеров Open — Top выше стоимости отправки универсальных, закрытых контейнеров. Но в ряде случаев отправка груза Open — Top контейнером может быть выгодной как более дешевая альтернатива отправки полувагоном на дальние расстояния.
Рассмотрим экономическую выгоду перевозок грузов в контейнерах на примере труб (?), по сравнению с универсальным подвижным составом — платформой, для этого рассчитаем провозную плату при перевозке труб в контейнерах Open-Top и на железнодорожной платформе для разных расстояний транспортировки. Графическая зависимость провозных платежей приведена на рисунке 2.